Искусство кино!

В замечательном кинофильме “Москва слезам не верит” , вышедшем на советские экраны в 1979 году, есть запоминающийся эпизод знакомства двух героев. Для тех, кто запамятовал — напомню, что тонкий юмор этой сцены, заключается в том, что в процессе знакомства хозяин, не говоря ни слова, вначале наливает гостю стакан водки, и только после того, как гость выпивает — так же не проронив ни слова, протягивает руку для знакомства. Так как, согласно тезису товарища Крупского, “….из всех искусств для нас важнейшим является кино…”, многие мужчины того времени постарались в той или иной форме обыграть этот эпизод, в реальной жизни. Не избежал этого искушения и я.

Офицерская кафе, находившееся на первом этаже нижнего ДОС_а — пятиэтажки, имело общее крыльцо с продуктовым магазином, поэтому — следуя на обед, было достаточно трудно не посетить вино-водочный отдел. Кафе — это сказано громко: небольшое помещение с витриной — холодильником у входа, где размещались холодные закуски “в ассортименте”, десяток колченогих столиков, да окно выдачи в противоположном конце. Зайдя в кафе и взяв традиционную яичницу, вижу “гражданское лицо” и сразу понимаю, что это молодой лейтенант, еще не переодетый “по форме” — стало быть из наших, из инженеров. Он явно не спеша обедает, оперируя ножом и вилкой, (уточню, что в той армии из шанцевого инструмента предпочитается ложка), так вот он именно обедал, а не принимал пищу, как все.

Подхожу к его столику, присаживаюсь, предварительно — исключительно из вежливости, спросив разрешения. Далее наш диалог выглядит примерно так: 

  • Выпей компот! 
  • Хорошо! Вот я сейчас доем второе и выпью. 
  • Не, ты выпей сейчас….

Из уважения к моему черному — так мы называли комбинезон, Володя Л. (как потом выяснилось) в полном недоумением, откладывает вилку и нож, и таки выпивает компот. Пусковики, в отличие от танкистов, на комбезы не нашивали знаков различия. Определить мою принадлежность к офицерскому сословию можно было исключительно по фуражке.  

Далее из кармана появляется бутылка водки, срывается “бескозырка”, наливается пол стакана. Так как мы с Владимиром смотрели одни фильмы, то он без излишних разговоров выпивает и пододвигает стакан ко мне. Я повторяю упражнение.  Конечно, можно было подойти к буфетчице и попросить два стакана, но в те времена это было “не по понятиям” — оружие надо добыть в бою.

  • Давай знакомиться, Юрий….
  • Владимир

Потом жизнь много раз сводила нас вместе, мы поддерживаем отношения до сих пор, но случай “из кинофильма” вспоминаем не без улыбок.